Выпуск ВА-20/1.7

Точка зрения

Производство оборудования и решения для ЦОД в России. Свой опыт — самый ценный.

Федор Клименко

В далеком 2015 году (уже целых пять лет прошло!) в журнале «ЦОДы.РФ» появилась моя статья «Российский продукт — будет ли меняться парадигма?». Перед тем, как написать что-то новое на эту тему, я ее перечитал — восстановил, так сказать, свою «картину мира» в этой области пять лет назад. И пришел к интересным выводам. С одной стороны, парадигма меняется. Реальность того, что в России делают продукты для ЦОД, которыми можно пользоваться, уже гораздо сильнее осознается потенциальными покупателями, чем пять лет назад. Но это происходит медленнее, чем я ожидал. С чем это связано — сложно сказать. Я склонен верить, что это связано именно с особенностями отрасли ЦОД, ответственной и высоконадежной инфраструктуры, где всё новое приживается долго.

Пять лет на рынке производства ЦОД

Что изменилось за пять лет? С уверенностью могу сказать, что в сегменте GreenMDC — предсобранных комплексных решений — российские производители за эти годы очень серьезно потеснили европейские и китайские компании. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть статистику проектов за последние годы — в журнале «ЦОДы.РФ» выпуск №24/25 от декабря 2018 г., такая статистика есть. Т. е. физическая оболочка российского производства для КЦОД и МЦОД — это уже не исключение, а правило.

Радуют успехи российских компаний, которые выпускают серверные, шкафы, PDU и аксессуары к ним. Так, например, стойки компании C3 Solutions, которые мы часто устанавливаем в наших МЦОДах, можно встретить уже на многих коммерческих и корпоративных площадках.

В сегменте крупного инженерного оборудования ситуация неоднозначная. Больше всего «мутной воды» на рынке российских ИБП. Производители крайне скупо делятся информацией о происхождении своей продукции и ее составляющих. Достаточно часто за российский продукт выдаются устройства китайского производства, продающиеся под российской торговой маркой. Также популярен формат крупноузловой сборки в РФ импортного железа. Например, производство компании «Абсолютные технологии» по этой технологии выпускает ИБП из комплектов General Electric.

На мой взгляд, этот формат гораздо более честный — производитель действительно собирает и тестирует устройство на своем производстве из импортных деталей.

Холодильная техника, пожалуй, самый сложный и капризный компонент ЦОДа. И ее производство, судя по количеству производителей на рынке, непростая задача. Компания VYBOS, на мой взгляд, имеет в настоящий момент наиболее полный цикл производства холодильной техники для ЦОД в РФ. Также знаковым моментом для отрасли я считаю открытие завода «РЕФКУЛ», где в настоящий момент уже собираются чиллеры и фанкойлы по технологии итальянского производителя HIREF, а в ближайшем будущем планируется сборка прецизионных кондиционеров HIREF.

Кто же такой российский производитель?

Давайте разберемся, кто же сейчас называет себя российским производителем не с точки зрения статуса Минпромторга, а фактически, и постараемся выстроить эту цепочку в порядке возрастания добавленной интеллектуальной и трудовой составляющей.

К начальной категории относятся компании, которые поставляют зарубежную, в основном китайскую продукцию и продают ее в РФ под своей торговой маркой. Отношение к таким компаниям у потребителя двоякое. С одной стороны, попытка выдать за российский продукт полностью импортное решение многими воспринимается как обман. С другой стороны, если эти компании сознательно вкладываются в маркетинг и сервис оборудования, их добавленная интеллектуальная и трудовая составляющая все-таки присутствует. Зачем же клеить на оборудование свои шильды? Однозначного ответа на этот вопрос нет, но, полагаю, связано это со следующими факторами:

  • большинство китайских производителей при любом удобном случае продадут свой товар напрямую потребителю, что ограничивает продажу товара под оригинальной (китайской) торговой маркой в РФ без ущерба интересов компании-продавца;
  • любимый сейчас многими термин «импортозамещение». Правда, в случае поставки оборудования из Поднебесной это в чистом виде обман потребителя, в первую очередь государственных структур и компаний.

Следующий тип компаний, которые называют себя российскими производителями, — это западные компании, которые размещают свои производства на территории РФ. Точно так же, как в свое время из-за высоких ввозных пошлин поступили крупные автопроизводители — Ford, Toyota, GM, VW и так далее. Это отличный путь: позволяет обеспечить занятость людей, в какой-то мере стимулировать внутренний сбыт.

К этой же категории я бы отнес компании, которые занимаются в РФ сборкой импортного железа из готовых «машинокомплектов» и их продажей под оригинальной или под своей торговой маркой. Но можно ли после размещения производства в РФ назвать Ford российским производителем? Полагаю, нет. Зато это максимально честная и понятная схема.

Наиболее честный и, пожалуй, единственно возможный в настоящее время формат российского производителя — это разработка решений своими силами на территории РФ и их производство из российских и импортных компонентов. Я считаю, что продукты и решения, выпускаемые по такой схеме, полностью заслуживают статуса «Сделано в России». Единственный вопрос, что считать «компонентами» в решениях. В случае GreenMDC, производителя предсобранных дата-центров, компоненты — это, в том числе, крупное инженерное оборудование: ИБП, кондиционеры и т. д. В случае, например, с производителями ИБП это могут быть китайские модули, установленные в шасси, изготовленное в России. При этом, с точки зрения позиционирования для потребителя, таким производителям уже нет смысла прикрываться зарубежной торговой маркой. С другой стороны, мне известен формат, когда российский производитель, не имеющий прямого отношения к зарубежной компании, продает свою продукцию в качестве одного из компонентов решения под известным западным брендом. Этот путь оправдан — доверяющие бренду заказчики, покупая, как они считают, зарубежное решение, получают в его составе продукцию, сделанную в России. И это отлично, поскольку конкретно показывает конкурентные преимущества отечественных решений.

Уровень доверия к российским продуктам

В любом случае, уровень доверия к российским продуктам пока не дотягивает до уровня доверия к европейским, американским и азиатским решениям. Почему? Однозначного ответа на этот вопрос нет, но я бы выделил два основных фактора:

  • Привычка. Мое поколение, люди, родившиеся в конце семидесятых — начале восьмидесятых, к сожалению, воспитаны на восхищении импортными продуктами. И, вероятно, хороших вещей для гражданского сектора в 80-х и 90-х годах в СССР действительно было совсем немного, большинство из них сильно уступали зарубежным аналогам. Отсюда и стереотип — «всё зарубежное лучше отечественного».
  • Осторожность потребителя. В какой-то степени в этом виноваты сами производители, в угоду быстрой прибыли слишком активно приукрашивающие характеристики своего продукта и свои достижения.
 

Из-за этого многие потребители «делят на три» ту информацию, которую они получают. Плюс возраст. Не стоит забывать, что Российской Федерации в декабре 2020 года исполнится только 29 лет.

Соответственно, и возраст российских производственных компаний (за исключением трансформировавшихся из советских производств) не превышает 25 лет, в то время как возраст большинства именитых зарубежных производителей — 50 и более лет. Естественно, это накладывает отпечаток и на формат ведения бизнеса и выпускаемый продукт.

Группа российских производителей решений для ЦОД

При всем при этом, российские продукты и решения с каждым годом покупают всё больше и больше. Основной причиной остается конкурентная цена и меньшая восприимчивость к макроэкономическим показателям — например, к изменению валютных курсов. И количество производителей с большой долей интеллектуальной и трудовой составляющей увеличивается. Для того, чтобы облегчить задачу потребителю разобраться, кто есть кто, а также сплотить производителей в борьбе за рынок, в рамках Ассоциации участников отрасли ЦОД было принято решение о создании Группы российских производителей решений для ЦОД. Планируется, что данная группа будет решать следующие задачи:

  • превращение в площадку для знакомства производителей друг с другом;
  • обмен опытом в части продуктов, производственного процесса, законодательного регулирования деятельности;
  • создание совместных продуктов и решений;
  • организация совместных маркетинговых мероприятий;
  • представление продуктов и решений профессиональному сообществу;
  • прочие активности, интересные участникам Группы.

Участником Группы может стать любая производственная компания, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и удовлетворяющая следующим критериям:

  • продукция компании предназначена для создания инженерной инфраструктуры ЦОД. Телекоммуникационное, серверное оборудование и программное обеспечение не входит в область деятельности группы (за исключением ПО для систем мониторинга и автоматизации инженерных систем);
  • научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы произведены в России;
  • производство расположено на территории России;
  • компания находится в российской юрисдикции, и не менее 51% уставного капитала принадлежит резиденту России;
  • компания продает продукцию под собственной российской торговой маркой.

Подать предварительную заявку на вступление в Группу можно уже сейчас, направив письмо в произвольной форме с информацией о вашей компании, ее деятельности и продуктах на электронную почту klimenko@dcunion.ru. Первая очная встреча участников Группы состоится после окончания всех противоэпидемиологических мероприятий.

Будьте здоровы и выбирайте российское!